Цели обучения водителей
Европейская система «Цели обучения водителей» (известная как «матрица GDE») устанавливает компетенции, на которых должно быть сосредоточено обучение водителей и райдеров, чтобы подготовить максимально безопасных специалистов.
4 уровня компетенции, необходимые для выполнения всех задач, связанных с вождением | Знания и навыки, которыми надо овладеть | Вещи, повышающие риск: будьте в курсе и избегайте их | Самооценка для постоянного совершенствования |
---|---|---|---|
Человеческие факторы до того, как вы сядете на байк (например, ваша личность, уверенность, отношение и настроение) | Каковы ваши жизненные цели и ценности? Как вы ведете себя в одиночку и в группе? Как ваши убеждения и личность влияют на вашу езду? | Как вы реагируете на давление коллег? В жизни вы склонны идти на риск или избегать его? Какие ваши личные склонности или привычки могут увеличить риск при езде? | Подумайте о себе, своем образе жизни и ценностях. Вы импульсивны? Всегда ли вы осознаете мотивы своих действий? Какими склонностями или установками вам нужно управлять во время езды? Вы конкурентоспособны? Вас возбуждает скорость? Раздражают ли вас другие участники дорожного движения? |
Цель путешествия | Каждое путешествие отличается. У него своя цель и свои обстоятельства. Нужно взвесить каждое путешествие в контексте. | Что вам нужно запланировать? Какова цель этого путешествия? Оно срочное? Вы находитесь под давлением? Или это рутинная и утомительная поездка? Какими могут быть условия езды? | Достаточно ли вы спланировали эту поездку? Как вы реагируете на нехватку времени? Какие действия вы предпринимаете, чтобы справиться с нудностью или монотонностью? Чему вы могли бы научиться в этом путешествии для следующего раза? |
Дорожная ситуация, включая дорожные и погодные условия. | Наблюдение, подача сигналов, чтение дорожной обстановки, оценка запаса прочности, соблюдение правил, предвидение опасности и позиционирование машины для безопасного движения. | Помните об опасностях в конкретных условиях езды. Есть ли уязвимые участники дороги? Едете ли вы слишком быстро, чтобы безопасно остановиться? Учитываете ли вы погодные условия? | Во время езды спросите себя: всегда ли вы используете правильную передачу и положение, соответствующие вашей скорости? Предвидите ли вы опасности и безопасно ли их преодолеваете? После поездки оцените, что вы сделали хорошо, что не очень хорошо и как можно улучшить ситуацию. |
Управление машиной | Знание мотоциклов, на которых вы ездите, и способов управления ими (например, плавное и безопасное использование газа, тормозов и передач). | Каковы характеристики машины, на которой вы еде те? Например, склонна ли она к избыточной или недостаточной поворачиваемости? Какие средства безопасности установлены? Что они делают, если их активировать? | Во время езды: можете ли вы точно управлять машиной? После поездки: преподнесла ли она вам какие-нибудь сюрпризы? Все ли вы контролировали? Что вы делали хорошо, что не очень хорошо и что можно улучшить? |
Подробное описание системы GDE как теоретической основы для обучения райдеров, объясняющее каждый уровень компетенции, его содержание и последствия, см. в Hatakka et al (2002) и Peräaho et al (2003).
Недавно поступило предложение добавить пятый уровень в систему GDE: социальная среда. Он будет сосредоточен на культурных и социальных группах и связанных с ними ценностях и нормах, которые влияют на отношение и поведенческие намерения байкеров, относящих себя к той или иной группе.
Менталитет внутри группы может иметь особое значение для мотоциклистов экстренных служб.