Улучшение наблюдательности
Наблюдение и предвидение зависят как от визуальных навыков — того, как вы используете свои глаза для наблюде ния за окружающей средой, и от умственных навыков, таких как обработки информации и концентрация внимания. Эти жизненно важные навыки взаимосвязаны. У вас, как у райдера, есть некоторые преимущества перед большинством водителей автомобилей. Мотоциклист сидит выше и может проще менять положение байка, чтобы чтобы получить наилучший обзор. Используйте эти преимущества по максимуму, но всегда будьте готовы пожертвовать лучшим обзором в пользу безопасности.
Сканирование окружающей среды
Наша способность обрабатывать информацию об окружающей среде ограничена, поэтому мы стараемся сосредоточиться на одной ее части. Но мотоциклисты, которые быстро сканируют всю окружающую среду в поисках опасностей, имеют гораздо меньший риск попасть в аварию, чем те, кто концентрируется на одной области. Представьте, что ваше поле зрения — это картина: вы видите всю картину целиком, но одновременно можете сосредоточиться только на одной ее части. Вот почему вам необходимо выработать привычку многократного и регулярного сканирования. Когда вы пользуетесь рацией, вы в основном концентрируете свое внимание на одной точке, обычно — прямо впереди, и не обращаете внимания на периферийные области.
Научитесь использовать сканирующее движение взгляда, которое охватывает все окружающее пространство — дальнее и среднее расстояние, передний план, боковые и задние стороны, чтобы составить картину происходящего вокруг, насколько вы можете видеть, во всех направлениях.
Сканирование — это непрерывный процесс. Когда перед вами открывается новый вид, быстро просканируйте новую сцену. Просканировав все окружение, вы узнаете, где находятся зоны риска. Проверяйте и перепроверяйте эти зоны риска при визуальном осмотре. Не зацикливайтесь на конкретных зонах риска, потому что это мешает вам рассматривать их в более широком контексте. Часто пользуйтесь зеркалами заднего вида и проверяйте сбоку, когда полагаться только на зеркала небезопасно — например, чтобы проверить слепые зоны при отъезде от бордюра, повороте на перекрестке, въезде на автомагистраль, смене полосы движения или выезде с кругового перекрестка.
Смотрите туда, куда хотите ехать
Мотоцикл едет туда, куда смотрит водитель, поэтому, когда вы заметили конкретную опасность, важно не отрывать взгляд от дороги. Если вы сосредоточитесь на яме или грязи, которую хотите объехать, ваш мотоцикл, скорее всего, направится прямо к ней. Это называется «фиксацией на цели».
Держите взгляд на самой дальней точке, к которой вы хотите подъехать. Ваше зрение будет воспринимать опасность так же, как и все остальное, и это позволит вам безопасно проехать ее, не притягиваясь к ней.