Перейти к основному содержимому

Погодные условия

Плохая погода часто становится причиной столкновений, хотя реальная причина — человеческая ошибка и неправильная езда в соответствии с окружающими условиями. Вы должны взять на себя ответственность за то, как вы едете, и безопасно справляться с погодными условиями.

Прежде чем отправиться в путь, посмотрите, какая погода вас ожидает. Предвидьте изменения, которые могут произойти во время поездки, и при необходимости проверьте погоду еще раз уже в пути. Внимательное наблюдение, хорошее предвидение, правильная скорость и достаточный тормозной путь — залог безопасной езды в сложных погодных условиях. В густом тумане вам может потребоваться ехать так медленно, что многие поездки не будут иметь смысла.

 

В экстремальных погодных условиях спросите себя: «Действительно ли это путешествие необходимо?»

Погода влияет на ваше физическое и психическое состояние, на дистанцию видимости, а также на устойчивость мотоцикла на дороге. Помните: другие участники дорожного движения также хуже видят в условиях плохой видимости, и им будет сложнее заметить вас.

Оценка погоды и ее влияния является центральным элементом вашего наблюдения, предвидения и плана езды. Если погодные условия ухудшают видимость, снизьте скорость и регулярно проверяйте её по спидометру. Вы всегда должны быть в состоянии остановиться в пределах расстояния, которое видите, на своей стороне дороги.

Если на улице туман, следуйте Правилам дорожного движения при езде в тумане.

Примерами погодных условий, ухудшающих видимость:

  • туман и дымка
  • сильный дождь
  • снег
  • яркий солнечный свет, особенно если он находится низко в небе.

Подробнее о действиях при таких погодных условиях см. в главе 11, Плохие погодные условия на дорогах с быстрым движением.

Езда в плохую погоду

Туман, дождь или снег могут вызвать запотевание или образование капель на визоре.

  • Используйте спреи против запотевания с обеих сторон визора, а также опрыскивайте зеркала.
  • Если запотевание происходит из-за дыхания, слегка приподнимите визор, чтобы увеличить поток воздуха.
  • Следите за чистотой визора, даже если для этого вам придется остановиться.
  • Имейте в виду, что эти проблемы могут усугубляться на автомагистралях, поскольку вы больше подвержены воздействию погоды, скорости и брызг других автомобилей.

Регулярно проверяйте реальную скорость по спидометру. В таких условиях нельзя полагаться на глаза — плохая видимость искажает восприятие скорости.

Использование фар в плохую погоду

Выбирайте свет в зависимости от обстоятельств. Помните: ваши фары также помогают другим видеть вас.

  • Большинство современных мотоциклов оснащены фарой, которая всегда включена на работающей машине. Убедитесь, что она правильно отрегулирована, чтобы не ослеплять других.
  • Убедитесь, что все дополнительные фары работают.
  • На мотоцикле без автоматически включаемого света:
    • включайте ближний свет фар, если видимость плохая при дневном или тусклом свете
    • используйте ближний свет фар во время дождя, снега, тумана или дымки
    • используйте ближний свет фар при переходе от более яркого света к более слабому (например, при въезде в аллею деревьев).
  • Не используйте дальний свет, если вы находитесь позади другого автомобиля в тумане — он может ослепить водителя и отбросить тень автомобиля на туман впереди, нарушив обзор как ему, так и вам.

Наблюдение при плохой видимости

Всегда ездите так, чтобы вы могли остановиться на расстоянии, которое вы видите, на своей стороне дороги. Используйте край проезжей части, разделительные линии и «кошачьи глаза» в качестве ориентира, особенно при приближении к перекрестку или повороту. Всматривание в туман очень быстро утомляет глаза. Сосредоточьтесь на том, что вы можете видеть: на автомобиле впереди, на краю дороги или на дороге впереди. Не концентрируйте внимание на задних фонарях впереди идущего автомобиля, потому что они будут притягивать вас к себе, и вы можете столкнуться при внезапной остановке. Будьте готовы сигналить, чтобы сообщить другим о своем присутствии.

Всегда будьте готовы к внезапной остановке транспорта впереди. Обгоняйте только тогда, когда видите, что это абсолютно безопасно. Такое редко возможно в тумане на дороге с двусторонним движением. На перекрестках при плохой видимости приоткройте визор и прислушайтесь, нет ли других автомобилей, а также подумайте о том, чтобы воспользоваться звуковым сигналом.

Предвидение последствий ветреной погоды

Сильный ветер, особенно поперечный, опасен тем, что может сбить вас с курса. Внезапные порывы встречного ветра, пожалуй, наиболее опасные. Они могут возникнуть:

  • при выходе из-под прикрытия зданий и живых изгородей, на перекрестках и в конце серии зданий/изгородей
  • при проезде мимо большого транспортного средства
  • в открытых местах, таких как мосты, виадуки и гребни холмов. При сильном ветре снижайте скорость и планируйте свой курс так, чтобы обеспечить дополнительное пространство с подветренной стороны. На большой скорости вас может сдуть. Большие мотоциклы с обтекателями особенно подвержены риску.

Дорожное покрытие зимой

Зимой лед или иней на дорожном покрытии не всегда равномерен. Отдельные участки остаются покрытыми льдом, когда другие оттаяли. Некоторые склоны особенно подвержены этому. Обращайте внимание на участки льда, которые вы можете обнаружить по их внешнему виду, по поведению других автомобилей и внезапному отсутствию шума шин: шины, движущиеся по льду, практически не издают шум. Во избежание заноса заблаговременно скорректируйте свою манеру езды.

Микроклимат

Обратите внимание на микроклимат. Из-за него асфальт может оставаться влажным или сохраняться туман в некоторых местах, даже после того, как он закончился. Лед может задерживаться в таких ландшафтах, как дно долины, затененные склоны холмов или большие участки тени, отбрасываемой деревьями или зданиями, и привести к внезапной потере сцепления с дорогой. Полотно мостов часто холоднее, чем окружающая дорога, поскольку оно открыты со всех сторон и может быть обледенелым, в отличии от подъездного пути. Особенно опасен туман, который часто становится причиной многочисленных столкновений.

Микроклимат

Лед и сырость могут задерживаться в тени


Ощущаемая температура

Помните, что от скорости ветра ощущение температуры меняется. В калькуляторе ниже используется Канадская формула для расчёта от 2001 года. Учитывайте, что колибровка и проверка происходила только для температур меньше 10°.

Калькулятор ощущаемой температуры от скорости

0°C40°C
5 км/ч200 км/ч

Антидождь

Тут собраны средства для антитождя (не реклама, поэтому ссылки на покупку не даём), которые были испробованы нами. Если у вас есть опыт, то пишите в наш телеграм чат — https://t.me/motoroadcraft

От дождя

От дождя

Средства против запотевания

Тут собраны средства от запотевания визора, которые были испробованы нами. Если у вас есть опыт, то пишите в наш телеграм чат — https://t.me/motoroadcraft

От тумана