Перейти к основному содержимому

Как вы учитесь

Вам будет легче улучшить свои навыки и повысить безопасность езды, если поймёте, как вы учитесь. Основными требованиями являются: обучение, практика, обратная связь и опыт.

Обучение, практика и обратная связь

Обучение вождению мотоцикла повторяет процесс обучения для сдачи экзамена. Поначалу такие маневры, как переключение передач или разворот на дороге, требуют всего вашего внимания. Но когда вы освоите основные элементы управления и навыки, вы сможете уделять больше внимания дороге и окружающей обстановке. Вы улучшите свою способность предвидеть опасности и реагировать на них, а также научитесь использовать систему управления мотоциклом и другие процедуры, чтобы быстро, безопасно и гибко реагировать на проблемы.

Тренинг может ускорить ваше обучение, развить понимание и компетенции, которыми вы не обладаете. Он может привлечь ваше внимание к рискованному поведению во время езды и к тем способам езды, о которых вы даже не подозревали.

Но практика — единственный способ развить новые навыки и сделать их автоматическими и легкодоступными, когда они вам понадобятся. С практикой вы будете неуклонно развиваться и совершенствоваться в вождении на всех уровнях.

См. Приложение 4, Цели обучения вождению

Чтобы обучиться до высокого уровня, вам также необходимы постоянная обратная связь. Сперва — это забота вашего инструктора, но с самого начала надо самому критически оценивать все свои действия.

Вы должны постоянно оценивать свое собственное поведение и эффективность своей езды. Ваша цель — развить свою внутреннюю обратную связь — способность задавать вопросы, честно самооценивать и изменять свои действия каждый раз, когда вы ездите.

Чрезмерная уверенность после тренировки

Чрезмерная самоуверенность после тренировки — риск, о котором вы должны знать. Важно понимать количество практики, которой требуется, чтобы стать полностью компетентным райдером. Вы столкнетесь со множеством новых дорожных и оперативных ситуаций в качестве полицейского, и отсутствие опыта действий в таких ситуациях означает вашу уязвимость.

Излишняя самоуверенность может привести к ситуациям, с которыми вы не сможете справиться, и повышает риск столкновения. Райдеры могут переоценить свои возможности:

  • переходя на другой мотоцикл после обучения — маневры на более мощном мотоцикле с другими характеристиками управляемости и безопасности требует дополнительной практики.
  • с повышением уровня подготовки приходит ощущение, что управление мотоциклом автоматическое и легкое, но ваша работа, как полицейского, требует повышенное внимание (переговоры, задачи и т.д.). Это может привести к перегрузке внимания, что снижает вероятность заметить опасность и повышает аварийность.
  • Менее опытные райдеры склонны считать, что их восприятие опасности лучше, чем оно есть на самом деле.

Так ли хорошо вы воспринимаете опасность, как вам кажется?

Так ли хорошо вы воспринимаете опасность, как вам кажется?

  • Технологии для обеспечения безопасности развиваются столь стремительно, что могут дать райдерам ложное чувство уверенности, заставляя их рисковать. Это особенно актуально для тех, кто возвращается к вождению после перерыва. Езда на байке, который имеет гораздо больше безопасности чем тот, на которой вы учились, может заставить вас пойти на риск, на который раньше бы не рискнули.

См. главу 3, "Предвидеть опасность".

Вот почему так важен критический и честный самоанализ. Он поможет вам держать в равновесии реальные и предполагаемые способности к езде.

Самооценка поможет вам постоянно совершенствоваться

Люди, которые добиваются высоких результатов в любой области, обладают более высокими навыком самооценки. Они постоянно анализируют свои работу, свои ошибки и думают о том, как делать лучше.

Постоянно совершенствуйте свои навыки езды

Постоянно совершенствуйте свои навыки езды.

Людям, которые плохо умеют оценивать себя, трудно достичь высокого уровня компетентности — они не думают о том, что могут сделать лучше.

 

Самооценка возможна только через рефлексивную практику. Наблюдайте за своими действиями в процессе езды и проанализируйте их после поездки. Спросите себя:

  • Какова моя цель?
  • Что получилось хорошо и почему?
  • Что получилось не так хорошо и почему?
  • Как я могу сделать лучше в следующий раз?
  • Был ли я честен с самим собой?

Будьте честны

Первое, на чем вы должны сосредоточиться при анализе поездки — ваша собственная безопасность и безопасность других участников дорожного движения. Быть честным с самим собой в том, что было не очень хорошо, жизненно важно, если вы хотите продолжать совершенствоваться. Например, вы можете проанализировать:

  • как вы управляли машиной
  • как вы справлялись с дорожными ситуациями, предвидели и планировали опасности
  • какие аспекты поездки показались вам сложными
  • какие личные качества повлияли на ваше поведение во время езды

См. Приложение 4 "Цели обучения вождению"

Также важно проанализировать то, что было сделано правильно, и понять, почему вы справились с этим. Тогда вы сможете перенести опыт в одной конкретной ситуации на другие. Это расширит способность принимать точные решения.

Вы станете лучшим райдером только, если поймете свою уязвимость, будете знать пределы своих возможностей и научитесь распознавать человеческие факторы, влияющие на безопасность. Езда на мотоцикле дает приятное чувство свободы. Изучение правил вождения мотоцикла и постоянная практика, направленная на развитие навыков, повысят вашу удовлетворенность, удовольствие и безопасность. Это заложит основу для долгой и плодотворной карьеры мотоциклиста.


Комментарии сообщества

Мы замечаем, как люди анализируют чужие ДТП. Очень часто они не задумываются о предпосылках и анализируют лишь то, что видят на видео. На самом же деле на видео итог ошибок, которые были совершенны сильно ранее (порой даже не в этот день).

Мотоциклист мог столкнуться со сложностью на работе (может его уволили или что-то ещё) и в растроенных чувствах сесть на мотоцикл. Он хочет отвлечься от плохих эмоций и включает весёлую музыку. Он едет, постепенно входя в возбуждённое состояние, доказывая себе, что может управлять чем-то в этой жизни. Он начинает слишком рисковать, становится невнимательным. Он разгоняется на казалось бы пустом мосту и влетает в разворачивающийся камаз. Это история по мотивам реально, но предпосылки к ней нами выдуманы; мы не знаем, что было в действительности.

На видео мы видим лишь итог: глупое превышение скорости ночью в дождь на мосту. Но ошибка была в том, что райдер не оценил обстановку и своё состояние, садясь на мотоцикл.

Считая других глупцами мы закрываем себе возможность научиться на чужом опыте. Мы дистанцируемся от него, говоря себе самому «я не так глуп, я не попаду никогда в такую переделку». Но это лишь самоуспокоение.

Гораздо полезней разбирать чужие ДТП с вопросом «Что должно произойти, чтобы я попал в такую ситуацию?». Список ответов неплохо проработать с точки зрения действий, которые будут идеальны в такие моменты.

Возможно кто-то поймёт, что может сделать такие глупости, если от него уйдёт девушка или он узнает, что его жена заболела и он будет спешить к ней. Тогда неплохо было бы выработать адекватную стратегия в этих ситуациях. Что вы будете делать, чтобы не подвергать себя лишнему риску? Как вы поступите? Есть ли у вас способы быстро успокоиться?

Тогда ошибки чужих могут стать источником собственного роста.